Путеводитель Антипатра


Еще древние греки любили познавать мир, путешествуя: они ценили необычные сооружения и произведения искусства, а памятники их тогда еще не интересовали. Во II в. до н. э. финикийский писатель Антипатр составил путеводитель, который назвал «Семь чудес света». Описывая сохранившиеся сооружения, античный автор упоминает пирамиды Гизы, сады Семирамиды в Вавилоне, Фидиеву статую Зевса в Олимпии, храм Артемиды в Эфесе, мавзолей в Галикарнассе, Колосса Родосского и Фаросский маяк в Александрии. Эти семь чудес славятся и сегодня, хотя ни одно из них, за исключением пирамид, не сохранилось.
Античная статуэтка Артемиды многогрудой — напоминание о знаменитом храме этой богини в Эфесе.Висячие сады Вавилона считались в древности прежде всего великим чудом архитектуры.Долгое время считалось, что так выглядел Колосс Родосский.
В этом «пританее» в 1956 г. были найдены копии культового изображения АртемидыКогда начали составлять список чудес света, библейская Вавилонская башня давно лежала в руинах.Может быть, знаменитые висячие сады составляли часть этого южного дворца царя Навуходоносора?

Кто путешествует в поисках знания, тому Бог открывает врата рая, считали арабы, и древние греки тоже занимались чем-то вроде познавательного туризма. И, поскольку греки были народом образованным, нет ничего удивительного, что одни из них описывали свои путешествия, а другие готовились к ним, читая описания предшественников. У них были даже путеводители. Одним из самых популярных был путеводитель финикийского писателя Антипатра Сидонского. Видел ли автор своими глазами все то, что так увлекательно изложил, судить трудно. Описывать он предпочитал наивысшие достижения тогдашней архитектурно-технической мысли, расположенные вблизи больших торговых путей. Название книги оказалось настолько удачным, что имя автора отошло на второй план, а заглавие и сейчас у всех на устах: «Семь чудес света». Само понятие «чудеса света» существовало, впрочем, задолго до Антипатра, а ограничить их числом семь бывало трудно уже в те времена, с чем пришлось столкнуться и Антипатру, — его выбор античных достопримечательностей выглядит весьма произвольным. Так, живописные стены древнего Вавилона в свое время тоже считались чудом света. В 279 г. до н. э. был воздвигнут первый, и по сей день самый высокий маяк в мире — Фаросский, в Александрии. Монументальные стены были вычеркнуты из списка и заменены Фаросом. Антипатр был первым, кто письменно зафиксировал этот список. В отличие от туристов нашего времени, греки не интересовались развалинами. Поэтому Антипатр не включил в свой труд, например, Вавилонскую башню, уже разрушенную ко II в. до н. э. С другой стороны, в его труде не нашлось места для такого замечательного сооружения, как афинский Акрополь, потому что свой путеводитель Антипатр писал для афинян, а кому из них нужно было описание собственного главного храма?

Конечно, число чудес света можно было бы и не ограничивать семью, однако тогда книга потеряла бы значительную часть своей мистической привлекательности. Недаром семерку с древнейших времен считали священным числом. Семерка упоминается в Ветхом Завете, где Моисей говорит, что Господь создал мир за семь дней, и до сих пор почитается иудеями и христианами как число божественное. Католические богословы и сегодня признают семь смертных грехов и семь церковных таинств. В исламе почитают семь небес.

Еще до возникновения этих монотеистических религий был построен Рим на семи холмах, греческие астрономы знали звездное скопление Плеяды, состоящее из семи крупных светил, хотя вообще звезд в нем, конечно, намного больше. Даже в наших сказках, корни которых уходят в глубокую древность, семерка играет важную роль: там фигурируют семь гномов, живущие за семью горами, семимильные сапоги, семеро козлят, а в более поздние времена — семеро, которые одного не ждут, или храбрый портняжка, который «одним махом семерых побивахом» (пусть даже это мухи). Математикам эпохи Пифагора семерка представлялась «совершенным числом». Таким образом, это число служило в какой-то мере критерием, что следует считать чудом света.
Акропольский холм в Афинах с его величественными храмами не заслужил звания чуда света по той простой причине, что Антипатр сам был афинянином и писал для афинян, которым все это и так было известно.Античный храм Зевса в Олимпии был в свое время крупнейшим из храмов Пелопоннеса.
Мощные колонны бывшего храма Зевса и сегодня позволяют представить, сколь высоко почиталась когда-то сооруженная в честь него святыня. Одним из чудес света греки считали статую своего бога, выполненную знаменитым скульптором Фидием из золота и слоновой кости.

Когда римляне взяли Эфес и сделали его столицей своей новой провинции, Азии, они переняли у греков и культ Артемиды. При римлянах, во II в., город пережил период культурного расцвета: в городе было построено множество великолепных здании, одним из которых стала «Библиотека Цельса».

Первое из семи чудес Антипатра, пирамида Хеопса, описывается в его книге очень подробно.

Второе чудо моложе первого почти на два тысячелетия. Современники Антипатра могли лицезреть его в Вавилоне как последний памятник Урука, — судя по всему, исторически первого из городов Средиземноморского региона, насчитывавшего ко времени описания 3 тысячи лет и уже лет 300 как разрушенного. Персы и македоняне в VII и VI вв. до н. э. несколько раз разрушали его — сравнивали с землей. От знаменитой Вавилонской башни, построенной там же, к эпохе Антипатра не осталось ничего, кроме развалин. Остались лишь висячие сады Семирамиды, второе из чудес света. Они насчитывали семь террас, сложенных из каменных плит длиной 5,45 м и шириной 1,35 м. Эти плиты располагались «балконами» над огромным нижним порталом. Каждая терраса располагалась примерно на 5 м выше нижней, а конструкция в целом напоминала лестницу. Пол каждого следующего этажа был проложен слоем тростника, проклеенного так, чтобы он не пропускал воду, а поверх был уложен двойной слой обожженных кирпичей, швы между которыми были залиты гипсом. Над кирпичами для полной водонепроницаемости располагался еще свинцовый лист, а уж на него насыпали землю слоем около 3 м, в которую сажали кусты и деревья очередного сада.

Висячие сады Семирамиды

Дворцовые сады тогда вообще-то не были редкостью. Лишь висячие сады Вавилона считались уникальным сооружением, прежде всего с точки зрения архитектуры. Немаловажную роль в этом сыграла хитроумная система орошения, состоявшая из множества каналов и канавок, бассейнов и фонтанов и снабжавшая все террасы столь важной в сухом и жарком климате пустыни влагой. Летом рабы день и ночь закачивали в нее воду. Впечатление того, что сады «висят», создавалось за счет хорошо продуманного сдвига всех семи этажей относительно друг друга. Казалось, что между собой их связывают лишь растения.

Сады этого дворца в древнем Вавилоне заслужили восхищение современников не только как изящно построенная оранжерея. То, что в них росло, представляло собой, в сущности, первую в мире коллекцию растений. Создатель знаменитых садов, царь Навуходоносор, велел своим солдатам выкапывать и немедленно доставлять к нему во дворец все незнакомые растения, которые встречались им в походах. Торговые караваны и морские корабли вавилонян также облагались подобной данью.

Известно также, что царь подарил этот первый в истории ботанический сад своей жене, персидской княжне, чтобы она не скучала от однообразия пустынных ландшафтов Месопотамии во время его длительных отлучек. Имени ее история не сохранила. Почему эти сады получили имя Семирамиды, до сих пор остается загадкой. Историки знают лишь одну Семирамиду, которая была ассирийской царицей, но в гораздо более раннюю эпоху, так что быть хозяйкой знаменитых садов она никак не могла.

Царь-ботаник

Неизвестно также, где точно находились эти сады. В 1898 г., после 18 лет раскопок, немецкий историк Роберт Кольдевей сообщил, что нашел руины городской стены древнего Вавилона, Вавилонской башни и, как он полагал, тех самых висячих садов. Кое-какие факторы действительно могут свидетельствовать в пользу его гипотезы, однако уже многие из современных ему ученых сомневались, что открытые им под метровым слоем земли остатки массивных колонн и сводов когда-то окружали изящные сады.

Третье из античных чудес света было единственным, которого путешественники не могли лицезреть под открытым небом. Двенадцатиметровая статуя сидящего Зевса, царя богов, находилась в его главном храме в Олимпии.

Отец богов Крон пожирал своих новорожденных детей, потому что какой-то оракул предсказал ему, что один из сыновей отнимет у него власть. Его жене Рее это очень не нравилось, и однажды ей удалось перехитрить кровожадного супруга. Вместо очередного новорожденного, которым оказался Зевс, она подсунула Крону завернутый в пеленки камень, и тот в приступе злобы проглотил его. Зевс же тем временем благополучно рос в своем укрытии, и наконец настал день, когда ему удалось подсунуть отцу рвотное средство, после чего тот изверг из своей утробы пятерых старших сестер и братьев Зевса целыми и невредимыми. Крон не простил сыну этого приступа братолюбия, и между ними завязалась битва, в которой победил Зевс. Зевс отправил отца в Тартар, то есть в древнегреческий ад, и занял первое место в божественной иерархии, как и предсказывал оракул. Это, в свою очередь, повлияло на жизнь уже созданных к тому времени людей: Зевс повелел им в честь своей победы раз в четыре года устраивать праздник и спортивные соревнования в Олимпии. Первое такое празднество было проведено в 776 г. до н. э. Грекам это нововведение настолько понравилось, что они начали с него новое летосчисление. И каждые четыре года стали проводить олимпиаду.

Прошли десятилетия, затем века, и скромное местное празднество превратилось во впечатляющие панэллинские состязания, а Олимпия — в значительный архитектурный комплекс. Жемчужиной комплекса должен был стать храм Зевса, средства на строительство которого в 470 г. до н. э. собирали по всей Элладе. Четырнадцать лет спустя это сооружение было торжественно освящено. Оно имело 64 м в длину и 27 м в ширину и было самым большим храмом во всей материковой Греции того времени. В алтарной части — целле находилась изваянная знаменитым скульптором Фидием статуя Зевса, сидящего на великолепном троне с подлокотниками. Трон сделан из слоновой кости. Внутри у статуи была арматура из железа, дерева и гипса, однако внешний облик поражал зрителя своим великолепием: лицо, руки и ноги, то есть все открытые части тела статуи, вырезаны из слоновой кости. На волосы, одежду и сандалии пошло в целом 200 кг золота. В качестве глаз были использованы драгоценные камни, каждый с кулак величиной. Ноги Зевса покоились на низкой скамье, поддерживаемой двумя львами. В левой руке он держал жезл, на набалдашнике которого сидел орел, его птица-посланник. На приподнятой правой стояла крылатая богиня победы, Ника, прообраз будущих христианских ангелов. Лишь она была ростом с обыкновенного, хотя и довольно высокого человека. В 393 г. император Феодосии I запретил языческий культ Олимпии. Храм Зевса еще во II в. сильно пострадал от землетрясения. Какова судьба всемирно известной статуи, точно не известно. По одним источникам, ее уже около 350 г. разобрали на части грабители, по другим — в 475 г. перевезли в Константинополь, где она позже погибла при пожаре.
Мраморный храм Артемиды в Эфесе, жемчужина строительного искусства Эллады, в 356 г. до н. э. был сожжен, но вскоре воcстановлен, чтобы стать одним из семи чудес света. В наши дни от прекрасного храмa остались лишь обломки колонн.

Храм Артемиды в Эфесе

История четвертого чуда света тоже началась с пожара, уничтожившего древний храм Артемиды в прибрежном городе Эфесе в Малой Азии, напротив которого расположен остров Самос. Ионийцы, прибывшие сюда из материковой Греции, основали город в конце второго тысячелетия до н. э. Недалеко от города росло дерево, которое местные племена очень почитали. Там находилось святилище их богини плодородия. Греки, открытые всему новому, охотно включили ее в свою мифологию. Они расширили древнее святилище, со временем, правда, отождествив почтенную богиню-мать со своей Артемидой, прекрасной лунной богиней-девственницей, неутомимой охотницей, но в то же время и покровительницей зверья, женщин и целых городов. Ее считали дочерью Зевса и сестрой-близнецом Аполлона.

Около 600 г. до н. э. эфесским ионийцам захотелось построить для нее новый храм, но средств на возведение столь монументального здания у них не нашлось. Однако вскоре произошло исторически необычное событие. В 560 г. до н. э. на Эфес напал лидийский царь Крез. Он захватил город... и дал его жителям денег на строительство храма Артемиды. А денег строительство наверняка потребовало немалых, ибо необычным в этом храме было все, начиная от фундамента. Поскольку в этой местности часто бывали землетрясения, то фундамент заложили в прямом смысле слова на болоте, не без оснований рассудив, что мягкая почва будет смягчать толчки. Вырыв глубокий котлован, в него плотно одну к другой забили обожженные (чтобы не гнили) дубовые сваи. Сверху уложили массивные каменные плиты, на которых и был поставлен огромный по тому времени храм — 51 м в ширину и 105 м в длину. Двускатная крыша храма, покоившаяся на 127 колоннах из белого мрамора, возвышалась еще на 18 м, что в целом дает высоту современного 6-этажного дома. Потолки и пол чердака были сделаны из ароматного кедра, а величественные двери алтаря — из дорогого, ярко расписанного, а местами и позолоченного кипариса. Статую Артемиды, высотой 2 м, изготовили из древесины старых виноградных лоз, разукрасив серебром и золотом.

Защита от землетрясений

На деньги этого фантастически богатого царя — недаром мультимиллионеров и сегодня называют крезами — был построен один из удивительнейших памятников архитектуры, пользовавшийся заслуженной славой во всем античном мире. В то же самое время в Греции в полной безвестности пребывал некто Герострат, которому тем не менее до смерти хотелось стать знаменитым. А поскольку ни по своим духовным, ни даже по физическим способностям он не мог претендовать на это, он решил поджечь «самый прекрасный, самый величественный и божественный из всех храмов обитаемого мира», как описывал храм Артемиды греческий историк Ампелий, — и поджег его в 356 г. до н. э., опять же не без оснований рассудив, что после этого его имя окажется у всех на устах, и он таки войдет в историю. Разумеется, Герострата потом схватили и казнили, однако ему было на руку и это. Просчитался он только в одном: судьи лишили его имени, чтобы потомкам некого было вспоминать. Впрочем, похоже, что именно это в конце концов и сделало его имя бессмертным. Герострату удалось разрушить храм практически до основания. Все дерево выгорело, колонны треснули от жара. Невредимой осталась лишь статуя Артемиды. Увидев это, греки уверовали в чудо и решили, что рано или поздно храм будет восстановлен. Средства на восстановление храма собирала вся Греция. Вскоре под руководством архитектора Хиро-страта был построен новый Артемизий, размерами 65 х 125 м, то есть еще больше старого, хотя в остальном он повторял его во всех деталях. Правда, крышу и чердак теперь сделали не из дерева, а из камня, чтобы уберечь от новых пожаров. Этот-то новый храм и описывается Антипатром как одно из чудес света. Строили его, что называется, на века.

В 133 г. до н. э. Эфес был завоеван римлянами, сделавшими его столицей своей новой провинции Азии. Храм они тоже признали, поскольку видели в Артемиде собственную богиню охоты Диану. Лишь в 262 г. Эфес, к тому времени уже утративший былое политическое значение, был захвачен и разграблен ордами готов, которые частично разрушили и храм. В 380 г. христианский император Феодосии I окончательно запретил всякие языческие церемонии, и Артемизий опустел. Позже христиане, сельджуки и арабы постепенно разобрали его мрамор для своих построек. Ныне место, где когда-то находился знаменитый храм, покрыто болотистым озерцом. Его местонахождение известно благодаря британскому археологу Джону Тортлу Буду, который в свое время не поленился вычерпать шестиметровый слой ила, под которым и нашел фундамент храма Артемиды. В 1903 г. его соотечественник Дэвид Хогарт нашел там целое сокровище: 3000 жемчужин, драгоценные серьги, заколки для волос, брошки, а также много мелких монет из сплава золота с серебром, который в древности называли электроном. А вот как выглядела статуя Артемиды, археологи узнали лишь в 1956 г., когда недалеко от фундамента храма раскопали мастерскую скульптора Фидия, где нашлось три копии знаменитой статуи.
Страстный градостроитель, царь Навуходоносор изменил облик «столицы мира» Вавилона. По его приказу построили аллею для торжественных шествий, украшенную цветной мозаикой с изображениями львов, и ворота Иштар с рельефными фигурами быков и драконов.

Памятник Мавзолу

Пятое из чудес света располагалось всего в ПО км к югу от Эфеса, на юго-западном побережье Малой Азии. Этот район, стратегически важный для мореходства в восточном Средиземноморье, часто становился театром военных действий. В 256 г. до н. э. он был завоеван персидским царем Киром II, получившим выход к Средиземному морю для своей огромной державы. И поскольку такой державой, простиравшейся на востоке до самого Инда, на севере — до скал черноморского побережья, а на юге — до Индийского океана, при тогдашнем уровне развития транспорта и связи невозможно было управлять централизованно, персидские цари назначали в ее провинции наместников — сатрапов.

Юго-западной провинцией этой державы, Карией, с 377 г. до н. э. правил сатрап Мавзол. При его отце Гекатомне расцвел и прославился порт Галикарнасс. Мавзол еще расширил столицу своей провинции. Ему хотелось при жизни оставить по себе памятник в городе, где правили он и его отец. И, любя эллинскую культуру, он вызвал для этого двух зодчих из Греции, Сатира и Фитея. То, что их проект значительно отступал от традиций греческого храмостроения, вероятно, стало одной из причин их победы в объявленном Мавзолом конкурсе архитекторов. Этот столь же необычный, сколь и впечатляющий проект выгодно отличался от прочих уже тем, что вместо привычной для Греции плоской крыши зодчие задумали нечто вроде пирамиды.

Сам Мавзол, впрочем, не успел порадоваться своему «мавзолею». Он умер в 353 г. до н. э. Его вдова Артемизия, которая к тому же была его сестрой, хотела довести строительство до конца, вероятно, не без тайной надежды тоже быть в нем похороненной, так как украшавшей памятник могучей каменной квадригой управлял не один возничий, а супружеская пара. Однако ей не удалось дожить до окончания строительства. Она умерла через два года после мужа и брата. Но зодчим было уплачено сполна, и они на свой страх и риск довели дело до конца, воздвигнув тем самым памятник и себе самим, позже объявленный очередным чудом света. На основании размером 33 х 39 м, имевшем пять ступеней, стоял кубической формы постамент шириной 27 м, длиной 33 м и высотой 22 м. На нем располагался собственно погребальный храм, поддерживаемый 39 одиннацатиметровыми колоннами — единственный чисто греческий элемент всего сооружения. И, наконец, венчала всю конструкцию вместо плоской крыши пирамида с 24 крутыми ступенями, на плоской вершине которой помещалась квадрига. Достигая, таким образом, 49 м в высоту, мавзолей вполне выдерживал бы сравнение с каким-нибудь шестнадцатиэтажным офисным зданием нашего времени.

Погребальное здание с квадригой

И этот знаменитый памятник древности, которому все погребальные здания последующих веков обязаны своим именем, пал, но не от человеческой руки. Завоеватели, например, Александр Македонский, явившийся в 334 г. до н. э. в Галикарнасс, относились к нему с почтением и не трогали. Мавзолей простоял невредимым до XII в., когда был разрушен землетрясением, и лишь потом крестоносцы разобрали его на части для строительства своих крепостей.

Шестое чудо света имеет не просто эпическую, а даже мифологическую предысторию. В 305 г. до н. э. Деметрий, царь Фригии и Ликии, прозванный Полиоркетом, то есть «Осаждателем городов», потребовал от жителей острова Родос, чтобы они выступили вместе с ним в поход против могущественной Александрии. Для родосцев же Александрия была важнейшим торговым партнером, и они отказались. Это заставило мастера осады прежде Александрии напасть на Родос. Однако высаженный десант не сумел покорить город на острове, и тогда Деметрий велел построить величайшую в мире осадную башню, Гелеполиду, то есть «Разрушительницу городов». Это тридцатиметровое чудовище, сколоченное из дуба, двигалось на колесах. Позже инженеры вычислили, что для передвижения башни требовалось не менее 3400 сильных мужчин. С верхней площадки башни бросали зажигательные снаряды и метали камни из катапульты. Со средней — всего в башне было девять этажей — можно было опустить мост на вершину городской стены, а внизу, так сказать в бельэтаже, имелся таран, который при первой же атаке пробил в городской стене большую брешь. Ошеломленные родосцы взмолились о помощи к покровителю острова, солнечному богу Гелиосу. В случае, если он выручит их, они пообещали воздвигнуть ему статую, выше и краше которой еще не было на свете.
В наши дни на острове Родос ничто не напоминает об огромной сверкающей статуе, воздвигнутой когда-то его жителями в честь солнечного бога Гелиоса, когда их город был осажден царем Деметрием.

Дубовая осадная башня

Но, как говорится, помоги себе сам, тогда и боги тебе помогут. Что действительно спасло город, так это глубокий ров перед его стенами, спешно вырытый за ночь, в который наутро и провалились передние колеса Гелеполиды. Деревянный колосс застрял, закрыв проделанную ранее брешь собственным корпусом. Деметрию пришлось отступить.

Родосцы сдержали обещание и скоро нашли, кому поручить возведение статуи бога. То, что хитроумно составленная смета в конце концов привела зодчего Хареса из Линда к полному разорению и он покончил с собой, видимо, нисколько не умалило в их глазах святости всего дела.

Начатое в 302 г. до н. э. строительство завершилось в 290 г. до н. э. созданием Колосса высотой 32 м. Этим словом называли тогда любую вертикальную статую. Основу его составлял железный каркас, обмазанный глиной. Когда глина просохла, ее покрыли бронзой. Правда, теперь уже невозможно установить, была ли это листовая бронза или литье. В древних источниках говорится, что бронзы было израсходовано немногим более 12 т, что дает среднюю толщину покрытия султан мамлюков Каит-бей возвел свою крепость.
Седьмым из античных чудес света был Фаросский маяк в Александрии. Этот первый в мире и до сих пор самый большой из маяков был построен в 279 г. до н. э. От него остался лишь фундамент, на котором в 1477 г.

Описывая свои семь чудес света, Антипатр создал не столько путеводитель, сколько книгу путешествий. И, поскольку такие книги не имеют права быть скучными, греческий автор разнообразил выбор достопримечательностей, включив в него таинственные пирамиды Гизы, возраст которых насчитывал к тому времени уже две с лишним тысячи лет, цветущие сады, олимпийскую статую, храм богини, необычный могильный памятник и весьма своеобразного колосса. Седьмое чудо вписывается в эту пеструю череду ничуть не хуже прочих. Это — маяк, причем первый в истории. Он был так высок, что его свет, по словам современников, достигал самого края мира. Даже если не считать его чудом, придется признать неоспоримый факт: маяка такой высоты никому не удалось построить и до сих пор!

Маяк в Александрии

Этот путеводный знак для мореходов был построен в том самом городе, который в 305 г. до н. э. хотел захватить Деметрий с помощью родосцев, — в Александрии. Когда он строил свои воинственные планы, маяк находился еще в проекте. Завершилось строительство только в 279 г. до н. э. Желание Деметрия овладеть этим североафриканским портом было не просто блажью, ибо Александрия в то время была одним из важнейших портов мира. В Александрии имелись внутренняя гавань, служившая специально для перегрузки овощей и фруктов из плодородной долины Нила, и обширный морской порт, служивший воротами в Грецию, Левант и западное Средиземноморье. Наряду с товарами — древесиной из Ливана, вином из Греции, пряностями и благовониями из Аравии и металлами из Испании, — в Александрию прибывали и многочисленные путешественники: купцы, ученые, дипломаты.

Корабли прибывали и отплывали так часто, что пришлось разрешить им двигаться и ночью, что в ту эпоху вообще было не принято. Огромный маяк и тут должен был сослужить добрую службу. Приказ строить его отдал еще сам Александр Македонский. Правда, в 323 г. до н. э. он умер в Вавилоне от малярии, в возрасте 33 лет, и первый камень в фундамент маяка был заложен лишь через 23 г. после его смерти.

Размеры фундамента составляли 30 х 30 м. В его центре строители воздвигли сначала изящную башню квадратного сечения высотой 71 м, слегка сужавшуюся кверху. Ее надстроили восьмиугольной 34-метровой частью, на которой и поместили небольшую круглую колонну с площадкой для разведения огня. На площадке установили беседку из пяти колонн с конусообразной крышей, которую венчала статуя Зевса. Весь маяк был облицован белым мрамором. Внутри была оставлена сквозная шахта с канатным подъемником, чтобы доставлять наверх горючее — смолу и масло. Особый рефлектор фокусировал свет и направлял его в открытое море.

Венец конструкции — статуя Зевса

По преданию, строительство маяка обошлось в 800 талантов, что соответствовало 20 800 кг серебра. Рассчитан и построен он был, очевидно, технически грамотно, так как простоял Фарос, как его стали называть по имени александрийского порта, без малого целую тысячу лет. Разрушен он был лишь землетрясением 796 г. Остался лишь фундамент, на котором султан мамлюков Каит-бей в 1477 г. воздвиг крепость, носящую его имя и сегодня.

На века сохранилось лишь имя, ставшее нарицательным для всех маяков мира: римляне называли свои маяки pharus, итальянцы и испанцы переделали его в faro, у португальцев это farol, у французов — phare. А откуда, вы думаете, взялось наше слово «фара»?


Hosted by uCoz