Об острове Пасхи мы знаем много и в то же время почти ничего: его загадочные каменные статуи остаются немыми свидетелями неизвестной культуры. Кто вырубил из скал эти монументальные фигуры? Предполагают, что это были полинезийцы, поселившиеся на вулканическом острове в период между IV и XII в. Когда в 1774 г. сюда прибыл английский мореплаватель Джеймс Кук, большинство статуй уже были сброшены с пьедесталов. Ожесточенная междоусобная война уничтожила древнюю культуру. Рассказать об архаичных культах и о значении каменных колоссов наверное могли бы уникальные иероглифические письмена острова Пасхи, однако они до сих пор расшифрованы лишь частично.
Необычная статуя, почему этот великан изображен с длинной бородой, ученые не знают и сегодня. | Каменные статуи, стоящие на площадке аху Тахаи на берегу моря, обращены лицом к суше | Истуканы, когда-то украшавшие все побережье острова, высекались в каменоломнях вулкана Рано Рараку |
Материалом для изготовления гигантских статуй служила также порода внутри кратера вулкана | На острове часто встречаются статуи, поврежденные или расколотые при транспортировке к месту назначения | Лица статуй отличаются острыми чертами, длинными ушами, глубокими глазницами и узким ртом |
Географы древности и Средневековья предполагали, что в обширном тихоокеанском районе к югу от экватора должен находиться огромный и загадочный «Южный континент», населенный многими миллионами жителей, создавших высокую культуру и величественные города. Вера в эту южную страну чудес не угасала и в новейшие времена. Когда голландский адмирал Якоб Роггевен с тремя военными кораблями, принадлежавшими голландской Вест-Индской компании, в 1722 г. обогнул южноамериканский мыс Горн, идя с востока на запад, им двигало вполне осознанное намерение достичь берегов этого предполагаемого континента. Его заказчик, крупнейшая и богатейшая торговая компания того времени, искала новые источники сырья и новые рынки. Выйдя в открытое море к западу от берегов Чили, маленькая флотилия Роггевена двинулась к северу, и 6 апреля его команда неожиданно обнаружила землю, затерянную в просторах Тихого океана. Они решили, что открыли наконец искомый континент. Но радоваться было рано. Земля оказалась всего лишь островом. Ее открытие пришлось на праздник Пасхи, и Роггевен нарек ее Paasch-Eyland — остров Пасхи.
Голландские корабли трое суток подряд курсировали вдоль его северного побережья, потому что сильный прибой не позволял высадиться на берег. Только 10 апреля адмиралу удалось спустить шлюпки, и 134 человека во главе с ним ступили на землю зеленого острова. Среди спутников адмирала находился немец Карл-Фридрих Беренс, сержант-ополченец из Мекленбурга, отличавшийся наблюдательностью. Свои впечатления от экспедиции на остров Пасхи он впоследствии описал в книге под необычным названием «Искушенный южанин, или Подробное описание Путешествия вокруг света», вышедшей в Лейпциге в 1738 г. Беренс не подозревал, что описывает носителей древней культуры, от которой через 40 лет почти ничего не останется. Это, кстати, служит одним из доказательств, что эта культура погибла в период между 1771 и 1773 гг. Появление на острове Роггевена людей обернулось конфликтом. «Мы сошли на берег во имя Божие с отрядом до 150 человек, — пишет Беренс. — Местные жители обступили нас так тесно, что мы не могли ступить ни шагу и были вынуждены прокладывать себе путь силою; а поскольку многие из них возжелали взять себе наше оружие, нам пришлось открыть огонь, отчего оные жители испугались и отступили прочь, но не более, чем на десять шагов, полагая, что дальше наши пули не достанут, и опять собрались толпой. И нам пришлось снова стрелять в них... Потом они подходили забирать мертвецов, и подходили к нам с дарами, фруктами и всяческими растениями, дабы мы их оставили в покое...»
Дальше Беренс описывает роскошную растительность острова Пасхи и большие урожаи фруктов и овощей, которые там собирали. О местных жителях он пишет: «Неизменно бодрые, телосложения ладного, с сильными конечностями, но без худобизны, весьма проворные в ногах, дружелюбные и податливые на ласку, однако же изрядно пугливые: почти все из них, принося свои дары, будь то куры или фрукты, бросали их на землю и немедленно убегали со всей быстротой, как только могли. Кожа у них загорелая, наподобие гишпанцев, однако среди них есть и чернокожие, и некоторые совсем белые; и еще есть среди них краснокожие, как будто обгорели на солнце. Уши же у них длинные, нередко доходящие до плеч; и у многих в разрезах ушных мочек вставлены белые деревяшки как особые украшения.
Знаменитые статуи острова Пасхи вглядываются вдаль, точно строгие неусыпные стражи.Этих семерых великанов, охранявших капище аху Акиви, ныне вновь восстановили на своих пьедесталах, после чего туристы непочтительно прозвали их «Семеро обезьян». Для «длинноухих», таинственного народа, прибывшего на остров то ли из Южной Америки, то ли из Полинезии, они несомненно имели культовое значение. Вот только какое? О том, кого они олицетворяли — предков, вождей или богов, — у ученых сегодня нет единого мнения. | |
В древности эти святилища были и местами захоронений. Кости умерших с почтением размещали в узких пещерах под террасами-аху. Покой мертвых день и ночь стерегли каменные великаны. |
Тело у них разрисовано (татуировано) изображениями птиц и разных чудных зверей, одно краше другого. У женщин обычно на лицо нанесена красная краска... и носят они красные и белые одеяния, и небольшие шапки на голове, сплетенные из тростника или соломы; они собирались вокруг нас и садились, и смеялись, и были весьма дружелюбны, иные же звали к нам людей из своих домов и махали им руками».
Больше всего мекленбуржского сержанта-ополченца поразили огромные статуи богов или идолов, «которых на всем берегу имеется изрядное количество; они (островитяне) падают перед ними ниц и совершают моления. Все сии идолы вырублены из камня в виде людей с длинными ушами, увенчанных короной, вырублено же все это с таким искусством, что нам оставалось лишь изумляться. Рядом с этими языческими идолами или в некотором отдалении от них уложены большие белые камни длиной от 20 до 30 шагов. Часть поклоняющихся очевидно служили жрецами этих идолов, ибо они молились дольше и искреннее других. От других этих жрецов можно отличить также по тому, что не только в ушах у них висят большие белые деревяшки, но и головы обриты наголо, то есть совсем лишены волос... Они носят шапки из белых и черных перьев, напоминающие оперение аиста».
Это было в 1722 г. Когда около полувека спустя остров Пасхи посетили англичанин Джеймс Кук и француз Лаперуз, картина разительно изменилась. Большинство полей было заброшено. Островитяне, когда-то упитанные, жили в нищете. Величественные статуи почти все были опрокинуты и лежали на земле. Древний культ был забыт. От знаменитых «длинноухих» осталось лишь несколько человек. Раса «короткоухих», очевидно, вырезала соперников под корень, уничтожив и их культуру. Так на острове Пасхи пришла к концу целая эпоха, продолжавшаяся много столетий, а может быть, и тысячелетий. Что это была за эпоха, так и осталось загадкой для западных путешественников. Роггевен и его команда не узнали о ней почти ничего. Капитан Кук, Лаперуз и испанцы, открывшие для себя этот остров в конце XVIII в., древностями не интересовались. Они искали лишь новые территории, которые можно было завоевать и использовать в качестве колоний. Позже, когда у европейских этнологов пробудился интерес к культурам других народов, на острове Пасхи оставались лишь немые свидетели его великого прошлого — каменные великаны, сброшенные со своих постаментов, заброшенное капище на краю кратера невысокого вулкана, да несколько деревянных табличек с загадочными письменами.
Численность островитян сокращали не только междоусобные войны. В 1862 г. на остров вторглись перуанские работорговцы, которые взяли в плен и увезли 900 человек, в том числе последнего «арики» (короля). Пленников отправили добывать гуано в пустыне Атакама. Позже еще 300 жителей острова были взяты в плен и отправлены на Таити для работы на плантациях. Когда же, наконец, некий Дютру-Борнье по заказу одной французской вербовочной фирмы устроил на острове целую «показательную войну», с острова бежали и многие островитяне, и жившие там миссионеры: они перебрались на архипелаг Гамбье, лежащий дальше к западу. Таким образом, население острова за период между 1862 и 1877 гг. сократилось с 2500 до 111 человек! Те немногие, кто остался, уже не помнили ничего о традициях своих предков.
Археологи и этнологи затратили много сил, по кусочкам реконструируя культуру жителей Пасхи. Но картина получилась неполной. Ученым удалось выяснить, что на этом небольшом (площадью всего 118 км2) острове существовало два центра культуры: каменоломни Рано Рараку и капище Оронго на краю кратера вулкана Рано Као. Рано Рараку — тоже вулканический кратер, на южном склоне которого сохранились древние каменоломни. Именно в них из пористой выветренной породы высекались огромные священные статуи.
Эта гора и сегодня хранит следы страшной братоубийственной войны. Множество статуй остались недоделанными, на разных стадиях готовности. У одних намечены лишь контуры, другим же не хватает лишь нескольких ударов зубила, чтобы их можно было отделить от скалы и отправить в путь. Третьи стоят или лежат, уже готовые к отправке. Самое крупное из готовых изваяний Рано Рараку имеет в высоту 22 м! У подножия вулкана расположена огромная терраса из базальтовых блоков; другая такая же терраса находится еще ниже, прямо на берегу моря. Ее длина — 50 м. На этой нижней террасе когда-то возвышалось целых 15 статуй. Сегодня все они, кроме одной, лежат на земле. «Короткоухие», наголову разбившие «длинноухих», носителей этой культуры, сваливали их статуи, попросту выламывая камни из фундамента.
Такие цилиндры из туфа служили «шапками» каменным истуканам. | Кратер потухшего вулкана Рано Рараку использовался в качестве каменоломни. | Это неоконченное произведение древних скульпторов имеет 18 м в длину и весит около 80 т. |
Самые крупные истуканы весят до 50 т. Для их изготовления использовались каменные кувалды, каменные топоры и каменные же зубила, ибо жители древнего Рапануи не знали орудий из металла. Удивительнее всего то, каким образом этих каменных исполинов доставляли от вулкана к террасам-аху, расположенным у его подножия, а тем более вдали от него. Ведь остров Пасхи — не Египет, здесь просто негде было набрать столько народу для принудительных работ. Приходится предполагать, что статуи перевозились сравнительно небольшими отрядами людей при помощи крепких канатов из тростниковых или иных растительных волокон, деревянных катков и рычагов, а потом устанавливались вертикально путем постепенного подвода под них каменной насыпи. Но это еще не все.
Конечно, эти статуи были не только надгробными памятниками. Свидетельства их культового предназначения обнаружены, например, на скалистом плато Оронго, расположенном у подножия Рано Као в юго-западном «углу» острова Пасхи, по форме напоминающего треугольник. Там, возле кратера вулкана, теснятся странные «дома» без окон, сложенные из массивных каменных блоков. На скалах вокруг них выбито немало загадочных рисунков. Легенды рассказывают, что в старину жрецы раз в год вопрошали богов и по их совету избирали очередного птицечеловека. Тот должен был собрать группу юношей и отправиться вместе с ними в каменные «дома» и пещеры Рано Као. Там они дожидались (иногда в течение нескольких месяцев), пока чайки на голой скале в нескольких сотнях футов от берега не отложат яйца. Тогда юноши отправлялись вплавь на Мотунуи, как называли эту скалу; приплывший первым должен был найти яйцо, обмыть его и доставить на остров. Там он гордо вручал яйцо своему вождю, который с этого момента официально обретал ранг птицечеловека. Держа яйцо в руке, вождь вприпляску обходил все южное побережье острова, пока не достигал Рано Рараку, где и должен был жить потом целый год в обществе каменных обитателей этой крупнейшей аху на Рапануи.
Жил он там в полном одиночестве, проводя время в молитвах и медитациях; для всех прочих пасхальцев это место было табу, ибо там находилась резиденция их высочайшего владыки.
Главным божеством этой удивительной природной религии был Маке-Маке, совершенно не похожий ни на нашего Бога-Творца, ни на благостного Отца Вселенной: и он, и его товарищ — Бог — повелитель чаек и три божества — покровителя яиц и потомства — требовали человеческих жертвоприношений. Не исключено, что когда-то на острове практиковалось и людоедство. Может быть, именно поэтому пасхальцы так радушно приняли адмирала Роггевена, расстреливавшего их в упор?
Взаимосвязь между культом птицечеловека и огромными каменными статуями подтверждают рисунки, выбитые на спинах у многих статуй. На этих рисунках изображаются скелеты, привидения, боги, но чаще всего — птицечеловек Маке-Маке. В 1722 г. культ птицечеловека и каменных статуй был еще в полном разгаре, однако вскоре после этой даты на Рапануи высадились «короткоухие». В легендах говорится о двух «больших лодках», на которых прибыли три сотни мужчин и, видимо, столько же женщин. Предполагают, что они бежали с островов Рапаити или Манга-рева (архипелаг Гамбье) в результате опустошительной междоусобной войны или засухи.
Вел «короткоухих» вождь Хоту Матуа. Вначале они мирно уживались с «длинноухими», отчасти перенимая их традиции. Когда же Хоту Матуа умер, дожив до весьма преклонных лет, вождем стал его сын Тума Хеке. Его помощницей и союзницей стала энергичная Види-и-Види. Время их правления было настоящей эпохой «иконоборчества»: именно Види-и-Види велела убрать статуи, что в конце концов и привело к войне 1771-1773 гг., в которой погибло большинство «длинноухих».
Однако их культура не умерла вместе с ними. Наряду с культом птицечеловека и каменных статуй «длинноухие» владели еще и письмом. «Короткоухим» удалось перенять его. В начале XIX в. островом правил последний из грамотных арики, Нгаара, белокожий человек небольшого роста. Он собрал целую библиотеку культовых табличек с надписями и вел школу по изучению письменности ронго-ронго — так называлось это священное письмо. Обучали ему лишь немногих избранных. Для прочих жителей острова это было табу. Они не имели права даже дотрагиваться до этих табличек. Тех, кого допускали к изучению азбуки ронго-ронго, состоявшей из нескольких сотен символов, ожидало еще одно испытание: они должны были сначала научиться вязать веревочные узлы и фигуры, соответствовавшие этим символам. О подобных веревочных фигурах рассказывается в главе «Ведьмины узелки и вера в духов».
Каждой веревочной фигуре соответствовала своя песня, которую выучивали наизусть, а также свой символ-картинка. Эти символы не были буквами или слоговыми знаками, а выражали целые понятия или идеи. Их выбивали зубилом на плитках из вулканического стекла-обсидиана или вырезали акульим зубом на деревянных табличках, строчка за строчкой, снизу вверх. При этом первую, самую нижнюю строчку писали слева направо, следующую — справа налево и т.д. Кроме этого, в каждой четной строке знаки писались «вниз головой». Этот необычный способ письма и чтения ученые называют «бустрофедоном», от греческого выражения «ход быка» (ведущего борозды по полю). В мировых системах письменности он встречается очень редко.
Это идеографическое письмо хранилось в строжайшей тайне, поэтому европейцы долгое время о нем ничего не знали. Первые сообщения о нем появились лишь в 1817 г., когда им вплотную занялся епископ Тепано Хаусен. Он был очень удивлен, обнаружив, что немногие грамотные туземцы не читают свои таблички, а пересказывают их содержание своими словами, пользуясь символами только как подсказкой. Тексты же, относящиеся к той или иной подсказке, они просто помнили наизусть. Однако запомнил их каждый по-своему...
Отсюда ясно, почему ученым до сих пор не удалось расшифровать эти записи, в гораздо большей мере символические, чем алфавитные, к тому же сохранившиеся далеко не полностью. Эти давно забытые символы описывают практические детали и мистическую подоплеку еще более древнего забытого культа. На сегодняшний день известно около 20 таких сохранившихся записей. Они хранятся в музеях Берлина, Брен-ле-Конт (Бельгия), Консепсьон и Сантьяго (Чили), Гонолулу, Санкт-Петербурга, Лондона, Вашингтона и Вены.
Если не считать «словаря» Хаусена, в котором приводится толкование около 500 символов, смысл знаков ронго-ронго до сих пор остается тайной. Хотя они наводят на интересные размышления. Похожая письменность имелась, например, у жителей северо-западной Индии в IV тысячелетии до н. э., культура которых потом также ушла в небытие. Некоторые из историков предполагают, что отдельные элементы этой культуры, в том числе письмо, не позже II тысячелетия до н. э. проникли в Полинезию. Потом полинезийские «длинноухие» принесли их в восточную часть Тихого океана, на остров Рапануи, где они и сохранялись в течение столетий, а то и тысячелетий, пока гибель жрецов и вообще грамотных людей не превратила древние письмена в неразрешимую загадку для современных ученых.
Каменное плато Оронго на юго-западе острова Пасхи когда-то было центром удивительного культа птицечеловека. Об этом свидетельствуют рисунки на скалах кратера вулкана Рано Као, сохранившиеся до сего дня. | Всего на острове Пасхи, в одном из самых отдаленных уголков Земли, имеется около 600 каменных великанов. |