В мире доломитовых легенд есть история о Спина де Мул, коварном и опасном волшебнике, принимавшем устрашающий образ полусгнившего мула и обладавшего чудодейственным лучистым камнем. Еще предание рассказывает о короле, правившем могущественным сказочным государством Фанис, что высоко в скалистых горах, и ведущим войны с соседними племенами. У него был союзник — племя одноруких, которые немедля приходили на помощь, облекшись в одежды орлов. Что в этих преданиях: чистая фантазия или исторические факты? О каком времени повествуют древние легенды? Было ли все это на самом деле? Доисторическая наскальная роспись в альпийской долине Валькамоника говорит о возможности существования царства фанеев.
Валькамоника — необычный музей под открытым небом в верхней Италии: на каменных склонах гор, окружающих узкую долину в Южных Альпах с чарующим ландшафтом, что раскинулась на север от Брешии, можно встретить более 300 тысяч наскальных рисунков, относящихся к бронзовому веку и ледниковому периоду. Больше всего рисунков сосредоточено вокруг Капо-ди-Понте. Может ли эта богатая коллекция произведении доисторического искусства, повествующих о древнем горном царстве фанеев, послужить ключом к загадочному миру доломитовых скал? |
Давным-давно в глубокой мрачной древности творил по ночам непотребные дела в восточных доломитовых горах, области, лежащей на запад от Кортина-д'Ампеццо, страшный чародей по прозвищу Скелет Мула. Карл Феликс Вольфф в своих знаменитых «Доломитовых сагах» так описал этого злодея: «Он был сильным и опасным волшебником. Когда он отправлялся по делам, то принимал облик полуразложившегося мула: голова, шея и передние ноги животного еще покрывала кожа, задние же конечности представляли собой оголенный скелет. Скелет Мула шел на передних ногах, волоча за собой остальную часть туловища. Время от времени он испускал дикий вопль. Когда он вот так ночью пробирался сквозь лес и пустоши, никто не хотел попадаться ему на глаза, тем более что простое оружие было против него бессильно. Стоило кому-либо дотронуться до чародея острием или лезвием, как он с помощью колдовства выбивал оружие из рук противника и защищался своими большими ослиными зубами до тех пор, пока его оппонент не обращался в бегство». Скелет Мула обладал чудодейственным лучистым камнем, Райетой, считавшимся самым дорогим сокровищем во всей стране. Позже камень попал к царю Фаниса, правившего легендарным могучим государством, которое лежало высоко в горах, там, где до сих пор простираются пустынные утесы Фанейских Альп. Каким образом царь фанеев заполучил Райету, сегодня никто точно не скажет. Древние саги рассказывают эту историю по-разному. Во всяком случае, точно известно, что царь подарил сокровище своей дочери, обладавшей пленительной красотой, и она до последних дней жизни носила камень в виде диадемы. Однако после ее смерти драгоценный камень попал в руки Скелета Мула: искушенный в волшебстве злодей приказал ворону похитить его. Колдун опустил камень на дно глубокого горного озера, где его днем и ночью неусыпно сторожил огнедышащий дракон. Правда, жившие в горах и жадные до сокровищ карлики неоднократно пытались подобраться к сокровищу из-под земли, но каждый раз, когда они почти достигали цели, дракон хватал Райету в когти и перелетал с ним на другое озеро. При этом он оставлял в ночном небе огненный след.
О каком времени рассказывают древние предания? Было ли все это на самом деле? Возможно, поскольку во время путешествий Вольффа по южному Тиролю для сбора сказаний о доломитовом крае пожилой ладин из Эннеберга заверил исследователя, что истории о Фанисе «гораздо старше, чем принято считать». А в долине Гадер Вольффу рассказали, что в Фанисе напротив горной расщелины Св. Кассиана стоял замок, и что некий король воевал в этих местах, и все было разрушено.
В 1953 г., согласно записям Вольффа, археолог и инженер д-р Георг Иннеребнер из Больцано действительно нашел остатки древней культуры в пустынных горных местностях Фанейских Альп. Вот что он пишет об окруженном валами городище, которое расположилось на высоте 2600 м: «Сразу за рельсовым путем к гроту на поле, заваленном осколками камней и потому вызывающем ассоциации с преисподней, возвышается каменный вал в форме дуги длиной около 50 м и нескольких метров в высоту с шириной гребня 4 м. Не составит особого труда мысленно дополнить несуществующую часть вала, скрытую обломками камней, до полной окружности. Ее диаметр составит приблизительно 60 м, охват 200 м. Вал окружает площадь в 3000 м2».
Наскальные рисунки Валькамоники. Сцены повседневной жизни: крестьянин вспахивает землю. | Две глыбы песчаника, обнаруженные в 1931 г. вблизи местечка Чеммо, сплошь покрыты изображениями крупного рогатого скота, оленей и прочих животных, а также кинжалов. | Саги доломитовых скал повествуют о том, что племя одноруких — испытанный в боях народ, обладавший способностью летать, — в суровые древние времена пришло на помощь могущественному царству фанеев, когда оно попало в тяжелое положение из-за военных действий в пустынных горных местностях. |
На протяжении столетий древние жители Валькамоники выдалбливали и выцарапывали на твердых поверхностях родных скал, отшлифованных за ледниковый период, все события и переживания: люди на охоте, мотивы хозяйственной жизни и культовые сцены. |
В самом центре городища располагалось главное строение, от которого нынче осталась гора земли и каменного мусора. Пробные шурфы, сделанные на поверхности вала, в седловине и на верхней точке городища, выявили следы пожара и осколки глиняной посуды грубой работы. За недостатком характерных признаков определить время производства этих изделий не возможно, однако некоторые детали дают возможность предполагать, что они происходят из позднего бронзового века или ранней Гальштатской культуры» (около 1000—800 гг. до н. э.).
До сих пор вершина горы рядом со следами городища зовется Замковой. Таким образом, легендарное царство фанеев в самом деле существовало. Сказочные предания называют область Фанисом, а населявший ее народ фанеями. Если допустить, что повествования о царстве Фанис содержат долю истины, то сведения в сказаниях особенное звучание.
Колдун Скелет Мула, как его описывают легенды, судя по всему, вымышленный персонаж. При всем том обширный материал народных преданий хранит и другие подробности. В легендах называются имена племен, притесняемых королем фанеев, и говорится, что в конце концов они объединились для совместной борьбы с завоевателем. Это Кают, Пелегет, Кадубрен, Ластуар, Дуранни, Сливен и Спланед — звучат как личные имена, порожденные фантазией сказочника. Однако весьма вероятно, что все эти племена действительно проживали в этих местах. До занятия римлянами альпийского региона там проживало более 200 племен. Их имена стерлись из памяти истории за века, пока эти земли входили в состав Римской империи. Только на одном римском памятнике, воздвигнутом в 6 г. до н. э. на горе, которая возвышается над сегодняшним Монако (там Альпы длинной дугой выходят к Средиземному морю), поименно перечислены 45 горных родов, покоренных императором Августом. Сегодня на месте древнего монумента воссоздана его копия, на которой высечена только малая часть родовых фамилий коренных жителей Альп доримской эпохи, тех, которые были покорены императором Августом.
На наскальном изображении «Жрец и роза мира» в Валькамонике представлен ритуальный танец. Стилизованная «роза мира» является символом движения, смены времен года и вечного становления. | Первобытные обитатели Валькамоники изображали окружающие их вещи в стилизованной форме, чтобы образ получал символическое содержание. Сегодня это содержание угадывается с трудом. На представленном рисунке — место совершения культовых обрядов. | Наскальные изображения в Валькамонике отчасти позволяют понять, чем первоначально занимались поселенцы в доисторическую эпоху. Их жилища из различных материалов — дерева, соломы и глины — имели круглую, квадратную и прямоугольную формы. | |
«И тогда при заходе солнца внезапно появились однорукие; в орлиных одеждах спустились они с небес, — у каждого в руке меч, — и обрушились на врагов фанеев». Есть ли какое-то зерно исторической правды в сказаниях народа доломитовых гор? В 1953 г. в безлюдных районах Фанейских Альп были обнаружены следы древней культуры. Любое из доисторических городищ могло быть легендарным царством фанеев. Но кем были летающие однорукие и откуда они приходили, — это навсегда останется тайной. |
У фанеев были союзники: народ одноруких. О точном месте их обитания легенды умалчивают. Они приходили на помощь не земными путями, а прилетали по воздуху. Однорукие, как выясняется, умели летать и для этого использовали «орлиные одежды». При дворе фанеев даже воспитывался орлиный принц — один из представителей однорукого народа. Король фанеев получил его от Огненного орла в качестве залога в рамках традиции обмена отпрысками. Этот Огненный орел, которого король повстречал на охоте, рассказал следующее: «Я не орел, а царь одноруких, живущих на одном из далеких островов; из-за того, что мне наскучила однообразная жизнь среди одноруких людей, я поменялся внешностью с одним орлом и теперь не могу снять с себя орлиное одеяние и принужден жить с орлами».
Позже, когда орлиный принц подрос и фанеи оказались в тяжелом положении из-за войны, он вселил бодрость духа в молодых воинов пламенной речью. «Под ликующие возгласы воинов и юных дев он поведал о своих союзниках, одноруких, которые придут на помощь фанеям. Они спустятся с небес в орлиных одеждах — каждый с мечом в руке — и наголову разобьют врага». Наступила пора, когда решающее сражение стало неизбежным. Битва разыгралась в окрестностях горной вершины Фуртья дай Ферс, и в тот момент, когда фанеи уже потеряли надежду на победу, союзники пришли на подмогу.
Вольфф рассказывает, как все было: «Солнце уже садилось, и тут неожиданно появились однорукие; в орлиных одеждах они спустились с неба, — у каждого в руке меч, — и обрушились на врагов фанеев».
В этом фрагменте фольклор, кажется, полностью становится фантастикой. И тем не менее спустя много лет после опубликования записок Штаудахера и Вольффа неожиданно проявилась связь повествования с подлинными событиями. О нем я и намерен здесь впервые рассказать. В списке покоренных римлянами альпийских родов числятся камуни. Археологам удалось обнаружить место обитания этого племени. Им оказалась Валькамоника — солнечная долина с чарующим ландшафтом в Южных Альпах, севернее озера Изео. Там в 1931 г. итальянский ученый Паоло Грациози вблизи местечка Чеммо, что у Капо-ди-Понте, обнаружил две глыбы песчаника со знаками доисторического времени. Поверхность камней покрывали 275 фигур крупного рогатого скота, оленей, коз и других зверей, а также изображения кинжалов. В последующие десятилетия исследователи наскальной росписи открыли в окрестностях Капо-ди-Понте много других мест с доисторическими рисунками. К 1970 г. было известно уже около 600 таких мест и 25 000 отдельных изображений.
В 1975 г. проф. Эммануель Анати, к тому времени в течение почти 14 лет проводивший исследования Валькамоники и долины речушки Оглио, протекающей по склонам на высоте более 1000 м над уровнем моря, заявил: «Из известных науке на сегодняшний день европейских собраний наскальной росписи наиболее значительное и разнообразное находится в Валькамонике, где в узкой альпийской долине на площади 70 км было найдено более 130 000 доисторических фигур, и мы с уверенностью ждем открытия бесчисленного количества новых изображений». На сегодня число найденных изображений перевалило за 300 тысяч. На рисунках представлены животные, сцены охоты, свайные постройки, поля, люди, символы и ранние письменные знаки.
На некоторых наскальных рисунках Валькамоники изображены однорукие люди. Тождественны ли эти фигуры победоносному народу одноруких, о котором повествуется в сказаниях доломитовых гор? | Ритуальные топоры в монументальной композиции. Возможно, они служили символом духовной власти? | Причудливые башни скал и характерные зубцы, а между ними прелестные долины и красивые ландшафты вокруг бассейнов небольших речушек — характерный пейзаж доломитовых гор Южного Тироля. В центре доломитовых гор до сих пор живут примерно 20 000 ладинов. |
Фигуры-сфемы представляют сцены соединения в любви мужчин и женщин, танцующие пары и молитвы. | Раковины в виде восьмерки как составной элемента геометрических фигур встречаются только в Валькамонике. |
Отдельные каменные плиты с изображенными на них сценами сражений заставляют ученых поломать голову. Всадники и пешие воины смешались воедино. Но, всмотревшись повнимательнее в переплетение мелких фигур, начинаешь понимать символический смысл композиции: смертельно раненные воины часто лишены ног, а рядом с ними изображено нечто, напоминающее палитру или шпатель, — прямоугольная плита с прямой ручкой, начинающейся от нижней кромки. Отсутствие ног и нижней части туловища ученые объясняют тем, что художник якобы изобразил только душу умершего в момент ее перехода в потусторонний мир. Нет ничего удивительного в том, что умирающие или погибшие изображались иначе, чем живые. В то время символическими средствами нередко изображали даже дух человека. Поразительным кажется, однако, то, что победоносные воины в определенный временной период стали изображаться однорукими.
Валькамоника лежит ровно в 150 км на юго-запад от территории древнего царства фанеев. Но в сказании о фанеях повествуется, что закаленный в битвах народ одноруких приходил с юго-запада. Правда, в нем говорится не о горной долине, а об острове. Таким образом наскальные изображения в Валькамонике подсказывают, что не местное племя камуни было тем народом-победителем. Многие народы в доисторическое время и раннюю историческую эпоху увековечивали в наскальных рисунках удачливых завоевателей.
Существовали ли на самом деле однорукие? Исключать этого нельзя. Ведь установили же этнологи, что отдельные первобытные народы добровольно наносили себе увечья, соблюдая религиозный ритуал. Так, за пределами Европы существовали культы, требовавшие ампутации ноги или женской груди. Однако в ладинской саге поражает утверждение о способности одноруких летать. Удивительно, но сказания о летающем народе сохранились почти на всей территории Альп, их рассказывают в отдаленных и подчас отрезанных друг от друга местностях.
Все так и шло бы своим чередом, если бы во время Второй мировой войны немецкий врач, профессор д-р Фукс из Китая не привез с собой следующий материал, не связывая его ни с альпийскими преданиями, ни с доисторической наскальной росписью: «В древних китайских рукописях говорится, что около 3700 лет тому назад в Китае передвигались на ветряных колесницах. Этот транспорт, по-видимому, был позаимствован у народа чи-кун, одноруких. Правда, в рукописях ничего не сказано о том, как выглядели эти колесницы. Некий писатель I в. упоминает в одном месте о первом императоре династии Шан: «Среди повелителей тысячи восьмисот народов, собравшихся со своими переводчиками, чтобы чествовать престолонаследие Тана Совершенствователя, присутствовали посланцы народа Чикун, которые прибыли на летающих колесницах». Это было в 1766 г. до н. э.
Подтверждение тому, что народ чи-кун был способен изготавливать летающие колесницы, которые при хорошем ветре покрывали большие расстояния, мы находим в еще одном китайском сочинении, датируемом III в. до н. э.: «Во время правления Тана западный ветер донес такую колесницу до Ючау, после чего Тан ее сломал, так как не желал, чтобы его народ увидел подобное чудо. Через десять лет задул восточный ветер, и Тан повелел построить другую колесницу и отослал своих гостей обратно на родину. Расстояние же до нее от перевала Ю-мен составляло 40 000 ли (20921 км)».
В момент прибытия одноруких на летающих колесницах в Китай на собрание 1800 племен дул западный ветер. А их собственная страна лежала за 40 000 ли на западе. Естественно, эта цифра не может претендовать на точность, поскольку она превышает половину окружности Земли. Большие числа в то время использовались китайцами для обозначения трудно измеримых и очень больших расстояний, далеко выходящих за пределы Срединной империи. Страна одноруких в самом деле должна была находиться далеко на западе, так как если бы ее посланцы могли добраться туда без помощи парусных колесниц, то они не стали бы ждать восточного ветра целых десять лет. Вопрос в том, действительно ли эта страна находилась в Европе?
Новые поиски подтвердили информацию д-ра Фукса. В сочинении «По-вю-чи», написанном в III в., говорится, что некий народ в стране Чи-кун еще 2000 лет назад умел строить парусные колесницы, покрывавшие при хорошем ветре большие расстояния: «Во время правления Тана (1760 г. до н. э.) западный ветер донес такую колесницу до Ючау (Хонан), после чего Тан ее сломал, так как не желал, чтобы его народ увидел подобное чудо». Китайский поэт Ко По (270-324 гг.) также одно время интересовался этими колесницами: «Достойна восхищения искусная работа народа чи-кун. Учитывая свойства ветра, они построили летающую колесницу, которая, то поднимаясь, то опускаясь, принесла их во дворец императора Тана». Наконец, еще одно указание мы находим в китайской книге «Ку-ю-ту», опубликованной в 1341 г.: «В старые времена при императоре Чжене (из династии Чжоу 1115—1077 гг. до н. э.) страна одноруких направила своих посланцев с дарами. Они сели на колесницу из перьев, приводимую в движение ветром, и на ней прибыли по воздуху ко двору Чжоу. Правитель царства Чжоу испугался, что диковинное творение приведет в волнение его народ, и потому приказал его разрушить».