Сотни легенд народов Африки, Азии и Европы повествуют о загадочной царице страны Савеи. Одни рисуют ее прекрасной, умной и богатой женщиной, другие изображают демоницей пустыни. Ветхий Завет описывает посещение царицей мудрого Соломона, в Новом Завете государыня появляется на Страшном суде в роли апокалиптического вершителя правосудия. Правящая династия эфиопских владык до 1976 г. вела свою родословную от легендарной Царицы Савской. Темнокожие жители континента даже выбрали ее символом освобождения и эмансипации. Что это за загадочная личность? Мифический образ или историческое лицо?
У эфиопского народа сохранилось множество легенд о начале своей истории: согласно одной из них, в результате встречи Царицы Савской с мудрым Соломоном родился Менелик, ставший первым царем Эфиопии. Похитив Ковчег Завета, эфиопы сделали свою страну «Новым Израилем». | ||
Встреча Царицы Савской с Соломоном, правителем Израиля: эта ветхозаветная тема чудесным образом приковывала внимание художников эпохи Средневековья и Возрождения. | В горных районах Эфиопии правительница Савеи почитается под именем Македы, Царицы Южной. |
Адам и Ева возжелали стать как боги и потому вкусили запретного плода от древа познания, и открылись глаза у них, и узнали они, что были наги. Познав свою наготу, они легли вместе. В ту же ночь гигантский змей подполз к протекавшей неподалеку реке и замутил воду своим семенем. Поутру Ева пошла умываться к реке и забеременела. В свое время у Евы родилась дочка и маленький дракон. Соседи желали ей счастья, но дивились на странных близнецов. Сын-дракон вырос и стал диктатором страны. На протяжении четырех веков он требовал от жителей дани. Однако затем из страны Савеи пришел освободитель по имени Агабос. Вместе со своей женой он приготовил из плодов маренового дерева смертельный черный яд и подмешал его в лепешки. Все это наблюдала дочь Македа, будущая Царица Савская. Агабос накормил отравленными лепешками козу, взвалил ее на плечи и отправился к пещере деспотичного змея. Змей сожрал мясо козы и сдох. Освобожденный народ воздал честь Агабосу и сделал его царем Эфиопии. На смертном одре он объявил, что трон унаследует его дочь Македа. Князья же воспротивились такому решению. Македа ночью пришла к могиле отца и попросила его вернуть на землю змея, творившего хаос. В тот же миг чудовище действительно вышло из своей пещеры, и большая тень упала на людей'и животных. По просьбе народа ции этому предшествовали беспорядки, устанавливаемые нарочно. Таким образом новому правителю доставалась слава человека, выведшего народ из хаоса.
«И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями», — так Библия изображает посещение Царицы Савской Соломона (3 Цар. 10,2). Неужели правительница проделала столь длительное путешествие только для того, чтобы восхититься мудростью и богатством царя Израиля? Или в результате их встречи было достигнуто соглашение об экономическом сотрудничестве? На территории исчезнувшего государства Савеев (современный Йемен) до сих пор не найдено доказательств существования этой мифической фигуры. |
Македа приговорила змея к смерти и собственноручно размозжила ему голову камнем. Благодарные люди короновали Македу на эфиопское царство». Столь необычная легенда пришла к нам из Эритреи. Множество аналогичных историй известно на черном континенте. Едва ли они соответствуют исторической правде, и все же просто сказками их назвать нельзя. Они связывают черный континент с библейской историей, с Ветхим Заветом. Библия имеет очень большое значение для темнокожих христиан. Вместе с тем в таких рассказах задокументированы племенные обычаи древних африканцев. Дело в том, что когда племя или народ теряли вождя, то назначенный им наследник вступал в регентство не сразу. По традиции этому предшествовали беспорядки, устанавливаемые нарочно. Таким образом новому правителю доставалась слава человека, выведшего народ из хаоса.
Во многих африканских легендах Македа, загадочная Царица Южная, преодолевает сложные политические ситуации, чаще всего мифические. Но в одной легенде о ней говорится как о реальной исторической фигуре. До 1974 г. ее даже считали прародительницей наиболее древней в мире царской династии. Ее историю передает аксумское королевское предание «Величие царей». Аксум с I по V в. служил столицей эфиопского государства, и написанный в XIV в. национальный эфиопский эпос — пожалуй, самое удивительное творение всей литературы черной Африки, — родился в этой древней метрополии.
В основу эпоса положен визит Царицы Савской к библейскому царю Соломону. Царица — писаная красавица, высокоинтеллектуальная женщина. Ей руководило желание постичь мудрость. Она предпринимает длительное и весьма утомительное путешествие в Иерусалим к Соломону, о котором шла слава великого мудреца. Когда же она в конце концов вступила во дворец Соломона, старый правитель решил ее соблазнить. Она ему отказала. Соломон поклялся, что не прибегнет к насилию, но потребовал от нее клятвенных уверений, что и она «не применит силу в его доме». Соломон приказал угощать ее блюдами, которые вызывали жажду. Но когда она ночью выпила воды из стоявшего рядом с кроватью кувшина, Соломон объявил, что она нарушила слово, поступила как воровка, и что он, в свою очередь, не считает себя связанным клятвой и силой овладел Македой. В эту ночь он плохо спал и видел дурной сон: «Ему приснилось сияющее солнце; оно спустилось с небосвода и стало поливать яркими лучами Израиль; простояв некоторое время в таком положении, солнце внезапно отошло и полетело в сторону Эфиопии, где установилось навечно и стало ярко освещать землю».
Поместив в «Величие царей» рассказ о сне Соломона, авторы предания удачно переводят историческое повествование в плоскость политики. Символически солнце олицетворяло сына Македы, Менелика, зачатого царицей Савской от Соломона, которого она вырастила самостоятельно, переселившись в Эфиопию. Сын Македы стал первым эфиопским царем. До этого в стране пра-
вили только женщины. Сменой полов «Величие царей» одновременно закрепляет безоговорочный переход от матриархального естественного права, распространенного у африканских племенных народов того времени, к патриархату первых независимых государств на черном континенте. Менелик — первый царь, но он уже может уже сослаться на длинную и всеми почитаемую родословную. В конце концов его отец, Соломон, происходил от рода Авраамова и Давидова и, стало быть, был одной крови с Иисусом Христом. Все эфиопские правители гордо величали себя Соло-монидами. Их династия не прерывалась вплоть до 1974 г., когда последний продолжатель рода, император, или «негус», Хайле Селасси был смещен со своего трона. В ряду потомков Царицы Савской он занимал 225-е место. В тексте конституции 1955 г. эти притязания монархов звучат еще весьма явно: «Императорское достоинство навечно закрепляется за родословной Хайле Селасси I, наследника царя Сале Селасси, который ведет свой род от династии Менелика I, сына царицы Эфиопии, царицы Савской и царя Соломона Иерусалимского».
Критически настроенным историкам эти претензии кажутся достаточно сомнительными. Но народ Эфиопии считает, что по крайней мере с XIII в. династия их царей не прерывалась. Даже без ссылки на легендарную Царицу Савскую династию эфиопских правителей следует считать самой древней в мире. Это может показаться странным... В стране чрезвычайно пестрое население, представляющее самые разнообразные племена и народности: семиты и кушиты, амхары, народы галла, сомалийцы, данакилы и фельдша. Связать воедино столь непохожие народы могли лишь магические узы таинственной царицы, которой, возможно, никогда и не было.
Однако связь Царицы Савской с эфиопской нацией не ограничивается только ролью родоначальницы династии. «Величие царей» сообщает далее, что Соломон и сам впоследствии короновал на эфиопский трон своего отпрыска, а старшим сыновьям высших чиновников и жрецов дал указание последовать на службу к эфиопскому двору. Однако новые правители в чужой земле не хотели быть отрезанными от присутствия Божества, которое со времен Моисея было сосредоточено в почитаемом израильтянами Ковчеге Завета. Не долго думая, они похитили эту древнюю израильскую святыню и доставили ее в Аксум, старинную резиденцию эфиопских правителей. С этого момента Эфиопия становится «новым Израилем».
До настоящего времени Ковчег Завета находился в Аксуме, и ни одному иностранцу или чужаку не позволялось его видеть. Единственное исключение было сделано для армянского священника Тимофея. Он так описывает святыню: «Ковчегом служит сделанный в Индии сундук. Когда его открыли, мы увидели перед собой таблички с десятью заповедями. Мы извлекли их оттуда, чтобы рассмотреть повнимательнее. Таблички были из красноватого мрамора такого рода, какой обычно встречается в Египте; по форме 4-угольные, в длину 24 см, в ширину 22 см и толщиной более 3 см. По краям выгравированы цветы; в центре витиеватой линией в виде тонкой цепочки был очерчен квадрат, как бы рассекавший таблицу пополам. Между этими квадратами располагались 10 заповедей, по 5 с каждой стороны. На нижней части таблички были начертаны буквы, значение которых нам никто не мог объяснить. Камень казался не очень древним; он был изготовлен никак не ранее XIII или XIV веков».
Сомнительно, однако, чтобы о. Тимофею действительно показали оригинал. В 1775 г. темнокожий житель Бостона Принс Халл привлек внимание общественности страстными проповедями. Отцом молодого проповедника был британец, мать — свободная чернокожая африканка. Принс Халл родился на о. Барбадос в 1748 г. Он основал первый орден вольных каменщиков для черных и в 1784 г. стал магистром спорной «Африканской ложи». В июне 1797 г. он произнес пламенную речь перед жителями г. Менотоми (штат Массачусетс) и в результате окончательно превратился в видного руководителя освободительного движения темнокожих Америки. Значительная роль в этой речи отводилась Эфиопии и Царице Савской: «Эфиоп Йетро снабдил своего зятя Моисея хорошими советами... Следовательно, Моисей не постеснялся принять наставления от черного... Великий магистр Соломон не погнушался беседой с Царицей Савской...» Для цветных Царица Савская была черной, несмотря на то, что родилась на юге Аравийского полуострова.
Появившиеся в конце XIX в. в Америке и Южной Африке первые независимые негритянские церкви стали причислять себя к Эфиопской. Повсюду формировались эфиопские движения, и почти вся угнетаемая черная раса связывала надежды на мировое освобождение с царем Эфиопии, законным наследником черной царицы, принесшей спасение на Африканский континент.
Маркус Гарвей, основавший в 1914 г. на Ямайке Всеобщую ассоциацию по улучшению жизни и освобождению чернокожих (UNIA), высказал следующую мысль: «Новый негр не даст и двух центов за происхождение от Соломона. Негр не еврей. Негр ведет свое происхождение от Царицы Савской до наших дней и гордится этим. Он гордится Савеей, но не гордится Соломоном».
Иначе к этому вопросу относились чернокожие иудеи, вероятно, происходившие от эмигрировавших в Америку эфиопских феладшей. Их лидер из Гарлема рабби Мэтью вкратце изложил эту точку зрения: «Чернокожий — иудей, потому что он является прямым потомком Авраама. Исаак, сын Авраама, родил Исава... и Иакова, кожа которого была гладкой, как у черного. Иаков, называемый иначе Израилем, стал родоначальником двенадцати колен, а царь Соломон, сын Давида, приходился правнуком колена Иудинова. Царь Соломон был женат на Царице Савской, которая возвратилась в Африку и родила там сына, известного в библейской истории под именем Менелика I...» Так загадочная фигура царицы стала символом эмансипации черной расы.
Кем была эта женщина, столь удивительным образом повлиявшая на ход мировой истории? О ней говорится в сотнях легенд Африки, Азии и Европы. Все они придуманы, но их объединяет общее положение, которое, по-видимому, содержит историческую правду. И его источник — в книге книг, Библии, точнее в Книгах царств. Одновременно это единственное древнее свидетельство о царице. Повествование освещает время Соломона, то есть примерно вторую половину X в. до н. э. В сопровождении большой свиты царица отправляется из родной Савеи в долгое путешествие в столицу царя Израиля. С собой царица везла ценные подарки. Испытав мудрость Соломона и удовлетворившись ответами, царица также получила в ответ дорогие подарки и со всеми подданными возвратилась к себе на родину. Вот, собственно, и все, о чем говорится в Священном Писании. Об изнасиловании, равно как и о ребенке, зачатом монархами, никаких упоминаний в ней не содержится.
Определенные сложности возникают и с датировкой: Соломон жил приблизительно с 965 по 926 гг. до н. э., а первые следы монархии савеев появляются спустя примерно 150 лет. Но это еще ни о чем не говорит. Царство савеев лежало на юге Аравийского полуострова, примерно там, где в настоящее время находится государство Северный Йемен. Многое еще скрыто под песками пустыни, и некоторые ученые предполагают, что дворец мифической царицы может находиться в древней столице Мариб под толстым слоем строительного мусора. Не исключено также, что она правила кочевниками и не имела постоянной резиденции. Об этом говорят легенды, в которых царица представлена язычницей, поклоняющейся звездам, в первую очередь Луне, Солнцу и Венере. Лишь встретившись с Соломоном, она познакомилась с высокой религией иудеев и приняла ее. Древнее савейское божество Луны называлось Альмака. Впоследствии так называли и царицу Савскую. Впрочем, в исламском мире она была известна как Билькис, и руины храма Альмака в Марибе с незапамятных времен назывались храмом Билькисы. Может быть, историческая наука действительно имеет дело с тремя царицами Македой—Альмак—Билькис?
Ознакомившись со всеми источниками, нельзя более удивляться тому, что иудеи отзывались о Царице Савской не столь доброжелательно. Талмуд, так же основывающийся на Ветхом Завете, как и христианская Библия, намеренно воздерживается от оценки личности, не милой сынам Израиля. Иная картина сложилась в мире легенд израильского народа. Они исходят из того же, что и эфиопские предания о змее: рай, история об Адаме и Еве... Большая часть израильских легенд видит в Царице Савской первую жену Адама, демоническую Лилит, которая была мужу не соратницей, а скорее равным противником.
Соломон, узнавший о неисчислимых богатствах царицы с юга, послал удода, чтобы он привел ее ко двору. Через три года царица добралась до иудейской столицы, но царь Иудеи был разочарован: «Красота твоя — женская; волосы как у мужчины, а это для женщины позор!» Иудейские легенды непременно отмечают, что ноги царицы были покрыты необыкновенно густой растительностью — признак демонического происхождения. Царица, по версии древних евреев, сама соблазнила Соломона, правда, лишь после того, как по его требованию царице удалили с ног волосы с помощью волшебной мази. Ребенок, которого демонице подарил Соломон, был никто иной как Навуходоносор, тиран, разрушивший храм Соломона и уведший в Вавилон большую часть иудеев.
Израильтяне приписывают Царице Савской еще большие злодеяния. По их убеждениям, она подарила Соломону те 30 сребреников, которые впоследствии были заплачены Иуде за предательство Иисуса. Ее считают демоницей пустыни, сексуальной вампиршей, отнимающей у мужчин силу, провоцирующей мужчин заниматься онанизмом и творящей потом из растраченного ими семени призраков, которым предстоит бороться с живыми потомками людей. Она насылает на новорожденных дифтерию, а то и вообще слывет ужасной детоубийцей, против которой можно оборониться только амулетами или ночными бодрствованиями у детской кроватки. Ее можно вызвать как злого духа. Вот как, к примеру, звучит иудейское каббалистическое заклинание XIV в.: «...Если хочешь увидеть царицу Савскую, то достань один лот золота в аптеке; затем возьми немного винного уксуса, немного красного вина и смешай все вместе. Намажься тем, что получилось, и произнеси: «Ты, Царица Савская, явись... в полчаса и не причини вреда или какого ущерба. Заклинаю вас, тебя и Малкиила, именем Тафтефила. Аминь. Зелах».
В Эфиопии Царица Савская оставила наиболее заметный след. Местный эпос рассказывает о том, что Соломон насильно овладел загадочной правительницей и о родившемся у монархов ребенке.
В позднее Средневековье алхимики также прибегали к помощи мифической царицы. Как родоначальница, она олицетворяла первоматерию. Вселенскому хаосу противопоставляла философский камень, слыла образцом мудрости, воплощением власти, чести, силы и господства. В свое время алхимики стремились к материализации мысленных образов, и Царица Савская стала для них символом духа, принявшего человеческий облик. В этом смысле она опасно приближается к образу самого Иисуса Христа, представляясь своего рода женской противоположностью Спасителю. Гонорий Аугсбургский в своей книге писал: «В то время когда Царица Южная предавала свое тело и кровь ученикам, Иоанн лежал на груди Иисуса и пил от источника мудрости...»
Правда, не всегда Царица Савская пользовалась в христианстве столь выгодным положением. Аналогично тому, как древние иудеи доказывали ее демоническое происхождение по волосяному покрову на ногах, в Европе ей приписывали недуг под названием «гусиная лапа». В таком виде ее изображения украшали порталы французских соборов XII в. Возможно, чтобы отпугивать злых духов? Этого нельзя исключать, однако вероятнее другое объяснение. Дело в том, что в Европе получила широкое распространение легенда, согласно которой царица с «гусиной лапой» якобы определила в подпорке деревянного моста в саду Соломона будущий крест, на котором предстояло распять Иисуса Христа, и отказалась ступить на святое древо. Заметив это, Бог исцелил ее уродство. Это предание впоследствии породило бесчисленные истории об обретении Святого креста. Царица Савская как святая провидица опознала дерево, символическим образом соединившее смерть и жизнь, гибель и избавление. Эта история хорошо согласуется с эфиопским взглядом на царицу, согласно которому она, почитательница языческих божеств, при дворе Соломона стала монотеисткой.
Важно подчеркнуть, какое место Царица Савская занимает в христианских новозаветных преданиях. В Евангелие от Матфея (12, 42) и Луки (11, 31) авторы единодушно свидетельствуют: «Царица Южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона». Иисус Христос сам провозгласил Царицу Савскую апокалиптической судией.
Исламу, который как христианство и иудаизм опирается на Ветхий Завет, Царица Савская также известна. Посещению царицей Соломона посвящена 27 сура Корана. Здесь опять упоминается удод, который привел ее ко двору Соломона. Также говорится о том, что бывшая язычница уверовала в единого Бога, то есть стала мусульманкой. Лишь в более поздние исламские повествования вошли слухи о густой растительности на ее ногах или о ее обезображенной ступне, правда, говорится о козлиной или ослиной ноге. В арабской традиции Царица Савская получает имя Билькис. Однако мусульмане не усматривают в этом признаков демонического, напротив, они считают, что это злые духи приписали царице физические недостатки, чтобы Соломон разочаровался в ней. Но царь самолично убедился в необыкновенной красоте и безупречности Билькис, с которой он в конце концов разделил трон и по некоторым версиям — ложе. Так в исламском мире царица превратилась в мифическую фигуру, символизирующую одновременно царственную женщину и царскую возлюбленную.
Билькис, Лилит, Альмака, Македа, Царица Южная, Царица Савская — как только еще не называли эту женщину. В преданиях народов Земли не найдешь более темной и загадочной личности.