Что это за диковинное и страшное существо, известное на весь мир под именем «йети»? В Тибете с древних времен широко распространена вера в странные создания, обитающие в Гималаях, где вечные снега. Они ходят вертикально, у них длинные руки и густые косматые волосы. Следы этих загадочных и диких созданий, — иначе их называют снежными людьми, алмами или сасквачами, — видели на всех континентах, кроме европейского. Существа, которым наука пока не может дать определение, разгуливают по отдаленным регионам планеты. Кто они? Не следует ли отнести все эти рассказы к области фантазии? Или в нашем мире все еще продолжают существовать формы, предшествовавшие человеку?
Снежные люди отличаются по своему размеру и цвету в зависимости от района обитания.Удаленные снежные пустыни величественных Гималаев — родное пристанище легендарного снежного человека, которого называют йети, или Большеногий. Отпечатки его ног довольно часто попадаются в этих местах исследователям и альпинистам. Они походят на следы гиганта. | ||
Загадки ученым задают не только йети. В последнее время появилось много свидетелей, утверждающих, что они видели создания подобного рода в уединенных и диких местах Северной Америки и Канады. |
Крупные отпечатки ног на снегу пересекали наш путь и вели к вершинам гор. Предполагаем, что это следы волосатого дикого человека, который обитает в зоне вечных снегов. Вера в существование этих существ распространена по всему Тибету.
Эта запись сделана более 100 лет назад членом экспедиции 1889 г. британским майором Л. Ауо-деллом. В 1889 г. он выпустил книгу «Среди Гималаев», где описал свои приключения в высокогорьях Азии.
Последующим путешественникам в Тибет повезло больше. Они беседовали со многими местными жителями, которые поведали исследователям о встречах с «ужасным снежным человеком», «метох кангми», как они его называли. Ученым постоянно попадались следы, не принадлежащие ни одному из известных животных. Они выглядели как отпечатки ног великана с размером стопы от 35 до 40 см, очень широкие, глубоко вдавленные в слежавшийся снег. Иногда исследователи и альпинисты натыкались на более мелкие следы не более 20 см в длину и 10 см в ширину. Но у них были общие признаки: конечность заканчивалась толстым большим пальцем и четырьмя пальцами поменьше, плюсна стопы едва-едва обозначена, пятка круглая и широкая. Шаг невероятно длинный, как правило, более метра, а глубоко продавленные отпечатки говорили о большом весе.
При попытке в 1921 г. одолеть северный склон Эвереста подполковник К.К. Ховард-Бари и его спутники на высоте 6900 м рассмотрели в бинокль несколько темных фигур, пересекавших снежное поле. Когда они чуть позже добрались до этого места, то обнаружили на слежавшемся снегу отпечатки гигантских следов. Сегодня о них знает весь научный мир.
Еще через 4 года Н.А. Томбази сообщил о встрече со снежным человеком на краю ледника Зему, который лежит на высоте 4500 м. На расстоянии от 180 до 270 м он увидел темное существо, походившее на человека.
В середине нашего столетия в прессе публиковалось довольно много сообщений о встречах с йети, как принято называть это непонятное существо. В 1954 г. ученый из Великобритании Чарльз Стонор предпринял экспедицию в Гималаи специально для того, чтобы найти снежного человека или хотя бы получить его описание от местных жителей. Несмотря на то, что йети команде ученых встретить не удалось, исследователи обнаружили его экскременты. Их анализ показал, что обезьяночеловек питается не только овощами и зеленью, но употребляет в пищу мышей и землю. Это совпадало с показаниями туземцев. Стонор собрал свидетельства очевидцев, которые смогли описать йети. Они, в частности, упоминали о том, что в меню йети входят мелкие грызуны, крупные насекомые и глинистая земля. Шерпы объяснили, что снежные люди имеют серую окраску, телосложением похожи на человека, ходят плавно, слегка наклонившись вперед. Примечательны длинные волосы на голове, на спине и бедрах, тогда как на лице и груди растительность слабее. Рост снежного человека, по словам туземцев, обычно не превышает роста невысокого мужчины.
Другие сообщения, в первую очередь материалы, собранные профессором Рене фон Небески-Войковиц, проведшим три года в Тибете и индийском штате Сикким, свидетельствуют о существовании более высоких особей снежного человека. Согласно этим данным, рост йети в среднем равен 2,10—2,25 м, а цвет волосяного покрова приближается к темно-коричневому. Особенно примечательны его длинные, доходящие до колен руки, овальная, сужающаяся к верху голова и сильно покатый лоб с мощными костями, выступающими поверх глазных впадин.
Тибетские ламы по-своему объясняют факт, что свидетельства разных людей расходятся. Один из буддистских духовных наставников четко обозначил два, пожалуй, даже три вида йети. «Ракши бомпо», ростом с человека, можно отождествить с «йе-те» или «ми-те», о которых впервые услышал Стонор. «Рими» достигают в высоту от 2,10 до 2,70 м, всеядны и обитают в горах на высоте 3000—3900 м. Возможно, «ракши бомпо» — это всего-навсего молодые особи «рими». «Рими» попадаются наиболее часто. Реже всего, по словам тибетцев, можно встретить «ньялмо» — плотоядное двуногое существо ростом от 3,90 до 4,80 м, которое якобы живет на вершинах гор не ниже 3000 м. Однако до сих пор о них ничего не известно, кроме неправдоподобных историй.
Когда в западных средствах массовой информации речь заходит о йети, то почти всегда в качестве места его обитания рассматриваются Гималаи. Загадочные питекантропы, с виду похожие на йети, нередко попадаются в районе горного Алтая, в пустыне Гоби, в Южной Монголии, в Джунгарии и в горах Тянь-Шаня. На западе их видели в горах Памира, в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане и даже на Кавказе. Не редки встречи с диким человеком и на сибирских просторах. На востоке эти создания известны под примерно 50 различными названиями, в зависимости от места. Наиболее употребительное из них, пожалуй, монгольское слово «алма».
Сегодня, особенно в российских университетах, вопрос о существовании питекантропов ставится серьезно. За последние 2—3 десятилетия антропологи из бывшего СССР снарядили не одну поисковую экспедицию. Ученые обнаружили много следов и сделали с них гипсовые отпечатки. Кроме того, было собрано большое количество показаний людей, лично встречавших снежного человека.
В 1980 г. Нина Гринёва, тогда еще 18-летняя участница исследовательской группы, столкнулась в горах Таджикистана с алмом, которому дала прозвище Гоша.
«Он стоял примерно в 25 м и сверлил меня глазами, проникая до глубины души. В его взгляде не было агрессии, скорее благожелательность, но он казался очень проницательным. Глаза у него большие и страстные... Я увидела, что его тело покрыто волосами, однако лохматым его не назовешь. Быть может, его шерсть была мокрой. Во всяком случае она отдавала серебристым блеском. Ростом он был под 2 м. Фигура довольно коренастая и широкая. Стоял прямо. Шея у него короткая. Голова немного выдвинута вперед, руки свободно опущены. Он стоял слегка подавшись вперед. Я не ощутила страха, когда его увидела, и медленно пошла на него. Сделав около пяти шагов навстречу, я протянула ему резиновую игрушку в виде птицы и пару раз надавила на нее, чтобы звуком привлечь внимание Гоши. Игрушка пронзительно пискнула. Но она-то все и испортила. Гоша внезапно развернулся, стремительно бросился по склону к реке и исчез за откосом. Я подметила, какими мягкими и гибкими были его движения, несмотря на большую скорость. Человек так не может. Это больше походило на поступь зверя, может, пантеры. Несмотря на каменные глыбы и прочие препятствия, он бежал быстро, пластично и даже грациозно. У него должно быть превосходное чувство равновесия. По ухабистому склону он летел как по мостовой».
Другие бесчисленные сообщения 1970-х и 1980-х гг. описывают встречи с существами, по описанию точно совпадающими с портретом обезьяночеловека. Некоторые люди старшего возраста сообщали ученым о том, что им или жителям удаленных советских деревень удавалось поймать алма. Существ поначалу пытались держать взаперти, однако скоро выпускали на свободу, так как они не прикасались к пище и выглядели крайне подавленными. По признанию B.C. Карапетяна, подполковника медицинской службы Советской Армии, в 1941 г. в 30 км от г. Буйнакска был задержан алма по подозрению в шпионаже, которого он подверг обследованию. Военврач сообщал:
«Я все еще живо представляю себе это существо. Эта была мужская особь. Он стоял передо мной голым с босыми ногами. Несомненно это был человек, об этом говорила вся его внешность. Но грудь, спину и плечи покрывала бурая косматая шерсть, сильно напоминавшая шкуру медведя. Длина волосяного покрова составляла от 2 до 3 см. Ниже груди волосы шли тоньше и мягче. Запястья тяжелые и почти лишены волосяного покрова. На ладонях и подошвах шерсть отсутствовала. Зато волосы, растущие на голове, доходили до плеч и при этом закрывали часть лба. Кроме того, на ощупь они казались жесткими. У существа не было бороды и усов, однако все лицо покрывал светлый пушок. Волосы вокруг рта также были короткими и редкими. Он стоял абсолютно прямо с опущенными руками. Ростом он был выше среднего, около 1,8 м. Он стоял передо мной как великан, выпятив могучую грудь. Пальцы у него толстые, сильные и невероятно длинные. В целом он был намного крупнее любого жителя этой местности...
Как мне сообщили, с момента задержания он отказывался принимать пищу и воду. Он ни о чем не просил и не произнес ни звука. Пока существо держали в теплом помещении, он сильно потел... Ни на что не реагировал. Я устно объявил результаты моей проверки: это не переодетый человек, а действительно дикое существо неизвестного вида».
Рассказ записала д-р Мари-Жан Кофман на Кавказе. Разумеется, язык военного рапорта решительно отличался от свободного стиля ученого. В прошлом столетии, как рассказывают местные жители, алмы иногда помогали крестьянам при полевых работах, а в районе Очамчира в Абхазии одна женская особь алма даже выполняла нетрудные работы по дому, например, собирала дрова и молола муку. Мало того, «у нее были дети от человеческих отцов». К сожалению, она каждый раз после родов купала новорожденных младенцев в реке, и дети не смогли пережить ледяную ванну. Впоследствии жители деревни стали вовремя отбирать у нее младенцев, и четыре таких ребенка выжили. Они выросли почти нормальными мужчинами и женщинами. Сама Зана умерла в конце XIX в. и была похоронена.
В 1964 г. д-р Борис Поршнев, другой русский исследователь проблемы, разыскал двух внуков самки алмы. Ученый сообщал, что у них темная кожа, и они выглядят в известной степени как представители негроидной расы. У внука алмы очень развита челюстная мускулатура, и сам он настолько силен, что «одними зубами поднимал стул вместе с сидящим на нем мужчиной».
Начиная с 1950-х гг. свидетельства о диких людях все чаще появляются и в Китае. Наряду со следами, волосами и экскрементами китайские ученые в 1980 г. впервые нашли жилье питекантропов, сооруженное на земле и на деревьях. Участники экспедиции считают: чтобы построить конструкцию из сучьев и потом заделать стены травой и листвой, требуется немалая сила и интеллект.
В последнее время ученые, занимающиеся культурой эскимосов, исходят из предпосылки, что эта арктическая раса первоначально обитала в северных областях Сибири, и оттуда по льду Берингова пролива эскимосы перебрались на Американский континент. По мнению некоторых ученых, аналогичным образом происходило и расселение человекообезьян с той лишь разницей, что они селились не только в высоких северных широтах Нового Света, но еще в глубокой древности добрались до Южной Америки. Проживая небольшими группами в отдаленных пустынных местах на территории обеих Америк, они сохранились до наших дней. Эта теория призвана как-то объяснить тот факт, что уже в наше время из бассейна Амазонки, Венесуэлы и в первую очередь из западных штатов США и Канады поступило более двух тысяч сообщений о встречах со снежными людьми, обнаружены и их следы.
Диких людей наблюдали не только в Азии и в Новом Свете. Свидетельства об этом приходили из Африки, с Малайского архипелага, из Японии и с Австралийского континента, подобных сообщений, кажется, не поступало только из Европы. Особенно поражает поразительное совпадение существенных деталей в рассказах незнакомых друг с другом очевидцев. Различаются лишь данные о росте существ.
В мире появляются все новые сообщения о встречах с дикими людьми: след ноги длиной 36 см и шириной 17 см оставлен неизвестным науке существом. Снимок сделан одним альпинистом в Гималаях в 1980 г. |
При объединении всех свидетельских показаний о снежных людях обращают на себя внимание их ярко выраженные физические и поведенческие признаки: волосяное покрытие темного цвета, существенно редеющее или полностью отсутствующее на лице и на груди, очень сильное телосложение с широким плечевым поясом, фактическое отсутствие шеи, у женских особей — зачастую отвислые груди и сужающаяся на макушке черепная коробка. Очень часто свидетели упоминают тяжелое зловоние, исходящее от человекообезьян, которое напоминает запах тухлого мяса, разлагающейся падали, фекалий или навоза. В отдельных случаях в руках существ были замечены примитивные орудия труда, например, дубины или даже лук со стрелами. Они носят также простые предметы одежды, чаще всего набедренные повязки из шкур или кожи. Обезьяночеловеки слывут безобидными и весьма добродушными, пугливыми и в то же время любопытными существами. Случаи агрессивного поведения составляют исключение. Активную жизнь ведут ночью, начиная с сумерек. Многое говорит за то, что они живут общинами.
Сегодня лишь немногие ученые всерьез озабочены изучением проблемы человекообезьян. Но если они в самом деле существуют, то кто они такие? В академической среде на этот счет уже выработаны гипотезы. Согласно одной из них, речь может идти о потомках гигантопитеков, населявших около 500 000 лет назад территорию Южного Китая. В 1937 г. впервые были обнаружены зубы, а позднее и кости этого первобытного человека. Однако нельзя не принимать в расчет и недавние находки останков парантропа — доисторического вида человекообразной обезьяны, который появилась в Африке 3—5 миллионов лет назад и по подтвержденным сведениям, вымерла за несколько сотен тысяч лет до нашего времени.
И, наконец, остается неандерталец, который был вытеснен из Европы кроманьонцем около 40 тысяч лет тому назад, но, по-видимому, не истреблен до конца. Антрополог д-р Джон Непайер не исключает, что следы большеногих, находимые на Американском континенте, принадлежат ги-гантопитеку или парантропу, в то время как материалы об алмах, собранные в бывшем Советском Союзе, могут указывать на последних неандертальцев.
Ясность в вопросе о загадочных обезьяночеловеках появится лишь тогда, когда удастся поймать экземпляр такого существа или обнаружить хотя бы мертвое тело для проведения научного обследования. Однако можно ли оправдать с моральной точки зрения убийство йети, алма или сасквача исключительно из научного любопытства?
Мнение профессора Кранца на эту тему: «Заявляю ясно и недвусмысленно, что готов всецело отдаться работе в этом направлении ради доказательства существования сасквача. Но я могу это сделать единственно при условии, что у меня будет часть его останков». Кстати, он сам регулярно выезжает в дикие места с охотничьим ружьем «Магнум» 458 калибра.
Джейн Гудалл, прожившая несколько лет бок о бок с горными гориллами: «Застрелить живое существо только для того, чтобы выяснить, кто он, — это в высшей степени аморально. Такая позиция никогда не получит этического оправдания. Она присуща недобросовестному исследователю».